Первая глава новой книги Александра Бирюкова "Мужчина - душа нараспашку!"

Я родился в среднестатистической семье среднестатистических инженеров в предпоследний год правления Брежнева.

Мои родители – типичные представители естественнонаучной (мама) и технической (папа) советской интеллигенции. Это значит, что оба они были воспитаны в 50-60-х гг XX века в стиле соцреализма. То есть кондового советского идеализма и тотальной наивности. Папа, ребёнок войны, из бедной деревенской семьи, много помотался по жизни, сменил сто профессий от моряка до строителя, от милиционера до кинопрокатчика, от каменщика до руководителя предприятия. Это немного покрыло его психику мозолями, выработало некоторую степень пофигизма и умение стойко сносить невзгоды. Мама, выросшая в семье сельской интеллигенции, через два года после школы поступила в ВГУ, закончила биолого-почвенный факультет, который поставил её на рельсы специальности. Это гарантировало стабильную и не очень высоко оплачиваемую работу.

Воспитание в стиле соцреализма означает набор черт характера, которые мы разберём. Это покажет ту атмосферу, в которой я воспитывался в детстве и ранней юности.

Во-первых, это надежда на большое и сильное государство, которое в беде не бросит и должно заботиться о своём гражданине. Оно обязано обучить тебя, дать стабильную работу по той специальности, на которое выучило, и платить за это пусть и небольшую, но стабильную зарплату. Безработица, невостребованные профессии, переобучение, смена сферы деятельности, банкротство предприятий, самозанятость – всё это для них было из разряда ужастиков про капиталистический запад. А самозанятость и бизнес вообще были тождественны тунеядству, спекуляции и другому криминалу. Человек должен закончить учебное заведение, получить диплом и всю жизнь отработать по одной, полученной в молодости, специальности. Желательно в одном учреждении от распределения и до пенсии. Да, государство гарантирует пенсию, и заботиться об этом гражданину не следует.

Отсюда следует «во-вторых». Полное отсутствие деловой хватки и способностей делать карьеру или вести бизнес. Правда, это не помешало папе в лихие 90-е возглавлять небольшое предприятие, умело лавируя между рифами чиновничье-ментовского и бандитского беспредела.

В третьих – неспособность распознавать и парировать чужие манипуляции. Ведь советские фильмы и романы, а также партийные лозунги не только учили советского гражданина быть честным, но и внушали, что вокруг тоже честные, прямые и порядочные люди. Чтобы советский человек кинул или использовал советского человека?!

В-четвёртых – классико-романтический взгляд на межполовые взаимоотношения. Всё, начиная "Бедной Лизой" и заканчивая "Олесей" Куприна. Ах-ах, ручки-реснички. Об этом я нарочно пишу кратко – до поры, до времени, когда будет необходимость написать очень развёрнуто.

В-пятых – это умение рачительно блюсти быт, строго контролировать траты и умение обходиться малым. Думаю, это в них ещё с военно-послевоенных лет, полных нужды, голода вплоть до риска погибнуть. Слово «кредит» и статусное потребление (потреблудство) абсолютно чуждо им. Умение вязать и шить себе (и маленькому мне) одежду, чинить её, обрабатывать землю, заготавливать продукты, готовить, стирать вручную, находить альтернативное применение разным вещам – абсолютно нормальные навыки нормальной советской женщины из небогатой среды. То же самое касается мужского труда, совершенно привычного нормальному советскому мужчине с нормальной локализацией рук.

В-шестых – это стремление к саморазвитию. У мамы – к знаниям, у папы – к практическим умениям. Вообще, не читать «Вокруг света» или «Науку и жизнь» в 60-х годах, когда человек вышел в космос, а Тур Хейердал совершал свои удивительные путешествия, было признаком глупца. Нет, не совсем точно. Это выглядело так, как если бы человек ходил по улицам без штанов. Или выбил бы на лбу татуировку «Я идиот» и повесил сопли под носом. Парень и девушка на свидании обсуждали новый сборник стихов Евтушенко или недавно открытую звезду. Молодые люди в компании разбирали принцип работы транзисторов или результаты раскопок в Месопотамии. Я понимаю, как всё это звучит в наше время. Но так было – и это прямым образом повлияло на меня.

В-седьмых – полная, нет, ПОЛНАЯ самостоятельность во всех-всех вопросах. Папа уехал из дома в 18 и всю последующую жизнь он прожил, полагаясь только на себя. Без поддержки родителей, без их помощи в каком бы то ни было вопросе. Он жил один, а после свадьбы – своей семьёй. С мамой та же история. Всё, начиная поиском работы и заканчивая моим воспитанием, осуществлялось ими на 100%. Никакой помощи от бабушек-дедушек не было. Даже когда я в детстве болел, и некому было подменить маму, чтобы она поспала. Просто потому, что бабушки-дедушки были за десятки и сотни километров, в своих сёлах. Всегда и во всём мои родители полагались исключительно на собственные силы.

Ещё одна черта, присущая обоим моим родителям, была обусловлена рождением и воспитанием в селе. Это оглядка на окружающих.

Поясню для городских.

Село – тесная община, где все друг друга знают, а все правила поведения для селян расписаны, определены и скреплены стальной печатью общественного мнения. Селянину предписано вести себя «статнО». Статно – это значит быть работящим, серьёзным, скромным и не витать в облаках и не позволять себе того, что осуждается. Человек, который любит шутку и часто смеётся, ведёт себя нестатнО. Человек, который вместо обычной работы на огороде предпочитает чертить чертежи или писать книгу, ведёт себя нестатно. Чертят учёные, пишут писателя, а ты – крестьянин, вот и крестьянствуй. Не витай в облаках. Нестатно также балагурить и вообще много говорить. Много что нестатно. Но дело не в этом – а дело в том, что любой твой поступок тотчас будет известен всему селу. Провожаешь Катю из клуба домой – все знают. Набедокурил в школе – все знают. Упал пьяный в борозду – все знают. Любой твой поступок, в котором есть хоть малюсенькая зацепка для чужого любопытства, вмиг будет известен всему селу и будет обсуждаться всюду. А посудят все по-разному. Кто-то позавидует, кто-то позлорадствует, кто-то назовёт тебя дураком, кто-то будет насмехаться над тобой.

Мы в городах привыкли, что всем плевать на тебя, каждый занят исключительно собой. Соседи по лестничной клетке часто не знают друг друга годами. Но в деревне всё с точностью до наоборот. Твоя персона будет обсуждаться многажды и с пристрастием. Причём для этого необязательно сделать что-то плохое. Как я уже сказал, достаточно просто привлечь к себе внимание. Поэтому сельская жизнь сызмальства воспитывала в людях один принцип, который зачастую становился определяющим в характере. Жить как можно более неприметно. Не высовываться ни в чём. Так, чтобы количество возможных новостей о тебе – и хороших, и плохих – стремилось к нулю. Принцип «быть, как все», «не высовываться», постоянная оглядка на мнение чужих людей, предельный конформизм определяли поведение человека, выросшего в деревне.

А вот тут интересная деталь. Папа постоянно жил в деревне только до 14 лет. Окончив 8 классов, он отправился учиться в районный центр, где жил в интернате. Потом был призван в армию, и больше на постоянное жительство в село он не возвращался. Уже в 14 лет папа выпал из сельской воспитательной системы. К тому же вырос он в бедной крестьянской семье, и потому надзор был относительно снисходителен к нему. Сюда же отнесём ещё один важный фактор - послевоенные годы, когда дети вообще были предоставлены сами себе. Родители либо погибли на войне, либо работали от зари до зари и детьми практически не занимались. Военным детям многое прощалось, строгости было меньше, чем до или значительно позже (60-е гг). Не забываем, что эти факторы воздействовали на мужской разум, которому конформизм не свойственен. Папа получил характер, в котором сельская оглядка на мнение окружающих была заметно ослаблена подростковой свободой и мужским нонконформизмом.

Совсем другое дело – мама. Она росла в семье сельской интеллигенции. С самого раннего детства ей приходилось соответствовать этой высокой планке. Если такая же девочка, но из бедной семьи, совершала проступок, то её, конечно, осуждали, но не особо. У родителей чаще всего были более важные заботы – прокормить уйму ртов на нищенский доход. Они не имели возможности тщательно воспитывать каждого из многочисленных отпрысков. Иногда родители просто пили, и дети были предоставлены сами себе. А окружающие махали рукой и говорили: «Что с них взять, безлюдья – они и есть безлюдья».

Но всё было иначе, если такой же поступок совершала девочка из «видной», интеллигентной семьи. Родители ей устраивают порядочную взбучку: она позорит себя и своих родителей. Соседи и учителя, привыкшие к идеальному поведению, поражаются до глубины души – с соответствующими последствиями. Сама девочка, приученная «соответствовать», «держать марку» и «оправдывать надежды», впадает в отчаяние, поскольку для неё самый незначительный плохой поступок сродни преступлению. Хулиганка из семьи алкашей может вести себя, как угодно. Хотя бы потому, что на неё и ёе пьяную семейку все давно махнули рукой. Но воспитанная девочка из культурной семьи должна быть идеальна во всём. Она должна быть идеально опрятной, идеально культурной, идеально правильной. Она должна вести себя так, чтобы угодить всем-всем без исключения. Чтобы никто не подумал о ней ничего плохого. Она должна нравиться всем. Оправдывать все ожидания. Не забываем – семья видная, на виду у всего села. Каждый малейший проступок или просто необычный поступок – сродни сенсационной новости в прайм-тайм.

Всё это возведём в степень высокого конформизма как врождённой психофизиологической черты женщин.

Конечно, я немного утрирую здесь, но лишь для того, чтобы читатель ясно представил себе картину. Мама приучилась жить с оглядкой на других в такой степени, что её собственная воля, её интересы оказались вторичны по сравнению с мнением окружающих. Главное – как бы кто чего не подумал. Как бы кто не сказал плохого. Как бы кто не осудил. Лучше принести в жертву свои интересы, только угодить другим и быть милым для всех. Не то чтобы она бросалась исполнять чужие приказы или просьбы, даже те, которые вредили ей самой. Но её собственные действия всегда в первую очередь должны были пройти через ряд фильтров. Не слишком ли я высовываюсь? Не подумает ли кто-то обо мне не так, как хотелось бы? Не осудит ли кто? Что скажут А, Б, В? И только потом, заключительным этапом, фильтр «Нужно ли, выгодно ли мне это?». Если получится «выгодно», «нужно», даже «необходимо», но «высовываюсь», «подумает», «осудит» или «скажут плохое», то действие, скорее всего, будет забраковано. Из-за постоянной оглядки на мнение других и ожидания упрёков, у мамы выработалась сильная мнительность и стремление угодить превентивно, с опережением, даже если этого (почти всегда) не требовалось.

Затрону здесь ещё один важный момент той атмосферы, в которой я вырос. Семья и её организация.

Папины родители жили хотя и сельской, но не патриархальной семьёй. Простоватый отец (мой дед) был под строгим контролем матери (моей бабушки). Говоря этологическим языком, он был СРСП мужчина. Папа тоже вырос СРСП мужчиной – неплохим добытчиком и честным, рассудительным и умелым малым. Но не лидером, не патриархом.

Мама же выросла в семье, где главным был мужчина. Он полностью соответствовал образу нормального лидера патриархальной семьи, который описан в книге «Ненастоящий мужчина» (глава «Патриархальная семья»). Ответственный, строгий, деловитый, справедливый, с чувством юмора. Разумеется, никаких фемнистических мифов о «страшном» домострое, угнетении и бытовом мордобое. Даже матом не ругался. Работящий, к вину относился спокойно. Он был настоящим рачительным руководителем своего семейного коллектива. На его плечах лежала мужская часть сельских работ, а также стратегическое управление семьёй. Его авторитет был непререкаем.

Его жена, моя бабушка, слушалась его во всех важных, стратегических делах. В быту же, в сфере собственной компетенции, как раз была главной распорядительницей и решала связанные с домом и детьми тактические вопросы. Плюс выполняла женскую часть сельских работ.

Ещё отмечу, что мама тяготела к отцу, а ещё к старшему брату. Их влияние на её характер было очень значительным. Брат приучал сестрёнку к своим увлечениям: математике, технике, астрономии и другим естественным наукам. Расширял её кругозор, взращивал любознательность, тягу к наукам и фактически учил мыслить в мужском ключе – логично, рассудительно. Это сыграет огромную положительную роль в дальнейшем.

В такой – нормальной патриархальной – семье выросла мама. Развод считался преступлением. Воспитание приучало отношение к браку как к пожизненному событию. Деторождение было обязательным. Руководящая роль мужа – само собой разумеющимся.

Думаю, что попадись папе жена-стерва, она скрутила бы его в бараний рог, и он давно бы спился или умер от инсульта лет в 50. Но этого не произошло. Мама приняла его как главу семьи, благо он этой роли по большей части соответствовал. Первенство в семье не оспаривала, хотя могла – эрудированностью, образованием, общим уровнем культуры она его превосходила. Но у неё хватало ума не чваниться этим, не утраивать революции в семье, а направлять свои качества в другое, гораздо более созидательное русло. Если папа где-то не дотягивал, мама тактично давала ему совет, подсказывала. Семейный бюджет, как это было в 99% семей при социализме, формировался из обеих зарплат. К слову сказать – зарплат инженерских, то есть весьма незначительных. Деньги были в общем доступе. Жёсткого контроля за ними не требовалось – высокая степень самодисциплины с обеих сторон не позволила бы потратить сколь либо значительную сумму на пустяки. Крупные покупки обсуждались совместно, на мелкие каждый мог брать, сколько сочтёт нужным. Большая часть бытовых трат ложилась на маму. Благодаря её экономности и умению правильно распределить траты никогда не бывало такого, чтобы деньги заканчивались раньше следующей зарплаты. Чаще всего, наоборот, оставались. Огромный вклад сюда делало умение мамы шить и вязать одежду себе и мне. Нерадивые соседи (с большими – рабочими – зарплатами!) приходили к нам, семье инженеров, занимать деньги до получки. Здесь папа был абсолютно спокоен. Он мог быть уверен, что денег хватит. Ещё он мог быть абсолютно спокойным относительно другого важного аспекта семьи.

Продолжение здесь

Эта глава войдёт в книгу "Мужчина - душа нараспашку!"

Обсуждаем на форуме

 


Комментарии

0 Евгений 09.01.2015 18:09
"не утраивать революции в семье,"
Последний абзац, чтоб заранее исправлять ошибки.
0  TARS 10.01.2015 00:08
вот читаю и вижу себя и свою семью , с разными детальными различиями ... семья чисто городская ,я же один из последних воспитанных по "советски" , тоже самое отец мягкий , мама же наоборот , в детстве не понимал почему постоянно ругались -потому что с детства ей перечил ) в классе 8 слово приобрело вес в семье , вообще вспоминаю это все - невзгоды и проблемы здорово закалили ! вам же удачного творчества Александр , и не обращайте внимания на мух , творите!
+1  MindControll 19.02.2019 21:10
Про деревню подпишусь лично под каждым словом! Только статно у нас называется «по-людски», да и приоритеты не те нынче, меньше серьезных работящих мужчин. Больше алкашей бездельников, браконьерят, самогон гонят, шабашками перебиваются. Или едут на работу грузчиками по 2+ часа в одну сторону. Зато по-людски. Умных слишком или рукастых недолюбливают обычно, по этой же причине образование не в чести. Не любят непьющих, считают больными. Но реально вредить или гадить не станут, негатив останется на уровне разговоров. Говорить будут очень много и всего разного) Кто первый парень на деревне? Ясное дело кто-альфач) «Я ядреный как кабан, у меня есть свой баян...первый парень на весь край, на меня все бабки в лай»-пел Сектор Газа, Юра дураком не был) Почёт и уважуха гарантированы, а расшибется по дури-найдут оправдание, пожалеют, сочувствие и понимание. А вот если ты забор поставишь или стройматериалы купишь=ну вы поняли меня.

Недостаточно прав для комментирования

Вход на сайт

ВКонтакте