Новая книга А. Бирюкова «Мужчина и женщина: настольная книга здоровых отношений» доступна для предзаказа. Заказать

Не складываются отношения? Женщина непонятно себя ведёт? Тебе сюда → Индивидуальный разбор твоей ситуации

 

Многие даже не догадываются, что между этими людьми есть принципиальные и очень заметные на практике различия. Я раньше тоже не особо задумывался над этим. Блоггер, автор – какая разница, как тебя называют? Ведь делаешь-то ты всё равно именно то, что делаешь, а не что-либо другое. Но однажды один мой друг сказал: «Блоггеров много, а авторов мало. И каждый блоггер мечтает стать автором. Но не у всех получается». Дословно я его фразу не помню, но суть такая.

Я задумался и понял, что тут вопрос не только терминологии, а прямой практики. Различия между блоггером и автором выливаются в конечном итоге в направления деятельности, в то, как будет развиваться проект. 

Блоги как относительно массовое явление начали появляться примерно лет 10 назад. Это время появления социальных сетей, видео-хостингов и прочих инструментов для публикации материалов. Одновременно с этим в России (Москву-Питер не берём) происходила смена старого, коммутируемого доступа к интернету на более современные и быстрые. И безлимитные. Не нужно было уже просиживать по 3 минуты в ожидании, пока браузер откроет сайт. Остались в прошлом многочасовые скачивания текстовых файлов, когда ПДФка в 10 Мбайт скачивалась по полтора-два часа. И это если не будет разрывов.

На этом фоне в России стали появляться блоги. Вернее, на Живом журнале, например, они возникли гораздо раньше. Но вторая половина 2000-х – это время появления блогосферы именно как широкого явления.

За редким исключением эти блоги представляли собой личные дневники. Авторы (90% которых были юные девушки) писали о своём настроении, о том, как провели день, кто расстроил, кто рассмешил. Выкладывали фото еды из кафешек. Это надолго стало образом блога: если блог, значит фотки кафешной еды, нытьё о плохом настроении, котики, нытьё, еда, ещё еда, пара анекдотов и смешных мемов, планы на завтра. «Смешные бугогашечки в уютной жэжэжэшечке», как говорил Мистер Фримэн в 2009 г.

То есть ровным счётом ничего, что было бы интересно хоть сколько-нибудь широкой аудитории. Такие дневнички велись исключительно для себя и близких подруг. Вернее, для того, чтобы показать ближнему кругу, какой у тебя богатый духовный внутренний мир. Постороннему человеку там было читать нечего.

Затем блогосфера стала активно развиваться. Она разделилась на «отрасли». Кто-то занялся ироничным обсуждением нелепых роликов на ютубе. Кто-то принялся искать и высмеивать ляпы в фильмах. Кто-то стал комментировать новости, текущие события, происходящие в обществе и вызывающие наибольший общественный резонанс в данный момент времени. Кто-то взялся за обзоры новинок: книг, гаджетов, автомобилей, программ, игр и т.п. Кто-то занялся туристическими заметками, описывая и показывая то, что с ним происходит в разных точках земного шара, чаще всего на отдыхе в экзотических странах. Кто-то начал публиковать прохождения компьютерных игр.

Всё это преподносилось как в текстовом, так и в видео-формате.

Конечно, какая-то часть блогосферы всё равно продолжала публиковать нытьё, котиков и еду из суши-бара, но эту часть мы больше не рассматриваем, так как подобный информационный продукт употребим только в кругу очень близких знакомых и совершенно неинтересен широкой аудитории.

Параллельно блоггерам и чаще всего на тех же самых площадках (ЖЖ, Блогспот, ютуб и т.п.) действовали авторы. Авторские страницы по виду очень напоминали (и сейчас напоминают) блоги. Такие же статьи и видео.

Однако при более близком знакомстве разница оказывалась очень большой.

1. Источник материалов.

Основа материалов автора – его собственные, авторские разработки. Даже если он основывается на каких-то материалах, созданных до него, то всегда перерабатывает их, видоизменяет в значительной степени. Например, автор-педагог не просто пересказывает или комментирует труды Макаренко, а создаёт на их основе нечто своё, авторское. Даже если убрать первичные материалы, то всё равно останутся собственные наработки автора, которые можно использовать на практике. А более опытные авторы вообще уходят от первоисточника и формируют свою систему взглядов и принципов. Либо изначально разрабатывают что-то принципиально новое.

Кратко можно сказать, что автор сам создаёт информационный повод.

У блоггера основа материала – чужая, внешняя. Первичны не наработки блоггера, а то, что он берёт в качестве обсуждаемого предмета или явления. Будь то ролик с ютуба, игра, гаджет, новость, фильм, событие. Блоггер обсуждает, комментирует именно их. Если убрать эти фильм, гаджет, новость, то исчезнет сам повод обсуждения. Пропадёт то, вокруг чего блоггер и строит информационный продукт. Высмеивать, обсуждать, демонстрировать будет попросту нечего.

Блоггер берёт информационный повод извне.

2. Функция.

У блоггеров развлекательная и новостная, иногда - агитационная. Блоггер либо развлекает читателя-зрителя (ироничное обсуждение нелепых видеороликов и ляпов в фильмах, прохождения игр, летсплеи и т.п.), либо сообщает своё отношение к определённому событию, явлению (поддержка/осуждение действий оппозиционеров, громкого судебного процесса, прихода к власти в США Трампа, испытания ракет в Северной Корее и других событий).

У авторов – просветительская, а также функция обучения чему-либо. Если быть очень точным, но не очень кратким, то главная задача автора – решить какую-то реальную, жизненную и очень конкретную проблему читателя-зрителя или детально объяснить, как он может сам её решить. КАК дрессировать собаку. КАК построить дом. КАК выиграть дело в суде. КАК наладить отношения. КАК побороть неуверенность в себе. КАК выжить в экстремальной ситуации. КАК достигнуть внутреннего покоя и обрести смыл жизни. КАК воспитать ребёнка. КАК написать гениальный роман. КАК похудеть.

Видно, что задача автора – научить читателя\зрителя, КАК решить ту или иную проблему или задачу.

Блоггер определённых и конкретных задач не решает. Он либо развлекает, либо информирует в общем смысле этого слова. Максимум – пытается привлечь читателя-зрителя на свою сторону. То есть реализует не познавательную и просветительскую, а агитационную функцию.

3. Концепция.

Автор имеет определённую собственную, авторскую концепцию, которую использует и развивает в своих материалах. В просветительских проектах роль концепции может выполнять определённая идеология. Если эту концепцию, идеологию убрать, то материалы исчезнут как таковые или превратятся в абсурд. Блоггер концепции не имеет, поскольку его продукт не ставит перед собой цель кого-то чему-то научить, обучить.

Примеры концепций:
- Концепция автора материалов по воспитанию детей: «Ребёнка нужно как можно раньше приучать к взрослому миру и самостоятельному труду, а не создавать ему тепличные условия и гиперопеку».
- Концепция автора материалов о межполовых отношениях: «Здоровые отношения всегда прозрачны и понятны обеим сторонам. Прямое обсуждение любых вопросов – лучшая стратегия и тактика поведения».
- Концепция автора материалов о развитии личности: «Главное – побороть в себе психологическую зависимость от других людей. Дружба, привязанность, любовь – это хорошо, но психологическая зависимость это плохо
- Концепция автора материалов по написанию художественных книг: «Концентрированный и напряжённый сюжет – основа любого интересного литературного произведения».

Эти примеры я привёл не как правильные по своей сути. Мне всё равно, насколько они верны или не верны. Это примеры авторских концепций, на основе которых автор строит свои статьи и другие материалы. Доказательство концепции и её практическое применение вытекают друг из друга в материалах авторов.

У блоггеров таких концепций нет, поскольку сам материал развлекательный или новостной. Даже если блоггер придерживается определенных взглядов (сторонник ЗОЖ, монархист, выступает в защиту африканских носорогов и т.д.), он преподносит свои взгляды как дополнение к комментируемой информации и не строит на их основе детализированные практические рекомендации, которые можно воплотить в жизнь. Призывы вроде «Давайте перестанем убивать бродячих собак», «Пора уже наконец воспитывать детей свободными от стереотипов» или «Поэтому предлагаю у каждого дома сделать велодорожки» не в счёт. Это не более чем лозунги. Вот если бы он обоснованно, подробно и всесторонне расписал, как освобождать детей от стереотипов с учётом множества нюансов, тогда он стал бы автором.

4. Тесная логическая связь между собой всех материалов автора.

Это проверяется одним неочевидным способом. Из материалов автора можно сформировать тематическую книгу. Книга (в отличие от сборника очерков, статей) – это логически непрерывная ткань текста, где одна часть по смыслу перетекает в другую, а последующие разделы логически основываются на предыдущих. То есть переставить главы, разделы, куски текста нельзя: нарушится смысловая связь между ними.

Этим и отличается от книги сборник статей или очерков. Последние можно как угодно (в разумных пределах, конечно) тасовать, и ничего со смыслом не случится. Просто потому, что отдельные части (очерки, заметки, статьи) связаны друг с другом только тематически. Но не вытекают друг из друга логически.

Так вот у блоггера собрать материалы в книгу не получится. Нет их логической преемственности. Можно только делать тематические сборники. Здесь собраны обзоры процессоров, тут – видеокарт. Этот сборник посвящён роликам с животными, а этот – роликам с нетрезвыми людьми. Этот сборник – обзоры комедий, а этот – разборы фильмов ужасов. Этот сборник о криминальных новостях, а этот – о политической жизни Европы. И так далее.

Это различия, выявленные мной на данный момент. Вполне возможно, что они будут дополняться и изменяться.

Эти признаки комплексные. То есть по совпадению одного из них нельзя определённо сказать, блоггер этот человек или автор. Но у подавляющего большинства блоггеров и авторов все эти признаки соответствуют выбранной деятельности одновременно.

При этом я не утверждаю, что одна творческая категория лучше другой. Это просто две разные стези. Как, скажем, работа фоторепортёра и фотографа-художника. Фотограф, который отлично снимает постановочные и студийные фото, с большой долей вероятности ничего не сможет сделать в кутерьме мероприятия. А фоторепортёр с этим справится отлично, но спасует на студийной съёмке.

Или специальности невролога и психиатра. Один имеет дело в основном с органическими поражениями разных отделов нервной системы, а второй – с психическими нарушениями. Депрессию и неврозы могут лечить оба, но инсульты лечит невролог, а шизофрению – психиатр.

Иногда бывает так, что блоггерство – это первый этап в развитии авторства. Человек пропускает через себя чью-то информацию. Каким-то образом реагирует на неё. Своё мнение выкладывает на публику. Затем уже на основе этой информации, пропущенной через собственное мировоззрение, а также опыта у человека формируется собственная концепция, которую он принимается развивать уже в авторских материалах. Например, когда я начинал прицельно разрабатывать тему межполовых взаимодействий, я принял во внимание в том числе труды Дольника и Протопопова. Если что-то мне казалось неверным, я приводил цитату и её аргументировано опровергал. Если что-то виделось верным, то приводил цитату и её подтверждал материалами из других источников либо собственными наблюдениями. То есть это было блоггерство чистой воды. Затем чужие материалы ушли в прошлое, уступив место собственным наработкам.

О практическом смысле этих различий мы поговорим в следующих статьях.

Эта статья входит в проект «КАК СТАТЬ ИЗВЕСТНЫМ АВТОРОМ И РАСКРУТИТЬ СВОЙ АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ, НЕ ТРАТЯ НИ КОПЕЙКИ»
 


Добавить комментарий

Защитный код
 Обновить

Вход на сайт

ВКонтакте