Вышла новая книга Александра Бирюкова «Женские манипуляции». Заказать

Будьте внимательны! В сети появились фейки книг Александра Бирюкова.

Небольшое, но очень важное предисловие к главе.

Впервые она появилась в книге «Мужчина и женщина: война или мир» в 2011 году. Та глава, которую ты сейчас начнёшь читать, специально переработана так, чтобы лучше понять мужчину, его суть и поведение.

Здесь использованы термины, взятые из «Трактата…» Анатолия Протопопова, однако употреблены в несколько другом значении. Почему и каком именно — будет сказано в тексте.

1.1. Примативность

Прежде чем углублённо рассматривать мужчину, его отличия от женщины и всё, что с эти связано, мы должны коснуться двух очень важных вещей. Это ранг и примативность. Без них понять дальнейшее будет невозможно.

Мы знаем, что люди отличаются друг от друга, и общество весьма неоднородно. Кто-то стремится к власти, известности, кто-то избегает коллизий, сопряжённых с борьбой за высокий пост, солидную зарплату или статус поп-звезды. Один человек, услышав грубость в свой адрес, смолчит, другой же кинется в драку. Чем же определяется поведение человека?

Оно зависит от двух причинных факторов. Первый — инстинкты, или врождённые поведенческие программы, можно называть как угодно. Они выработаны поколениями ещё в древнейшие времена. Второй фактор — воспитание, которое каждый из нас в большей или меньшей степени получает в обществе. Сюда же относим опыт как нецеленаправленное воспитание.

Воспитание есть не что иное, как принятие (или непринятие) индивидом порядков и традиций, принятых в обществе. Мы называем человека невоспитанным тогда, когда он нарушает моральные устои, культивируемые в социуме. Заметим, что в разных человеческих обществах могут быть разные традиции. Например, в средневековой Японии самурай мог на месте зарубить крестьянина, если самураю покажется, что крестьянин недостаточно почтительно относится к нему. Причём это не только не считалось убийством, но и, наоборот, бросало тень на родственников «грубого» крестьянина.

Итак, инстинкты и воспитание. Чаще всего они противостоят друг другу. Почти всегда воспитание направлено именно на подавление инстинктов.

Вспомни детство. Мальчик, который играет рядом, назвал тебя дураком. Очень хочется хорошенько поколотить его, но… Мама говорила, что драться нехорошо.

Петя пришёл в детский сад с огромным и вкусным пряником. Тебя так и подмывает выхватить лакомство и тут же съесть. Но как бы этого ни хотелось, далеко не каждый отнимет пряник. Почему же? Ведь он вкусный, тем более у Пети ещё есть один! Дело в том, что в прошлый раз, когда ты отнял шоколадку у Маши, твоя мама, вместо того, чтобы похвалить за находчивость и самостоятельность, отругала тебя! В свою очередь, Петина мама не зря дала ему два пряника. Она сказала ему угостить своего друга. И Пете тоже очень тяжело отдавать тебе второй пряник.

Ты повзрослел и стал замечать, что Илюша из соседнего дома слабее тебя. К тому же он носит очки. Ты быстрее его бегаешь и лучше играешь в футбол. Как тут не посмеяться над ним, не похвастаться своим физическим превосходством? Но ты знаешь, что обижать тех, кто слабее, нельзя. Ты же помнишь, как его побил Ванька за то, что Илье поставили «пять», а ему — «два». Тебе тогда было жаль очкарика.

Ты поступил в университет, и твой друг Сергей познакомился с красивой студенткой из соседней группы. Тебе так хочется отбить её у друга! Ты точно знаешь, что с тобой ей будет гораздо интереснее, чем с медлительным и хмурым Сергеем. Но Сергей — твой друг ещё со школы, поэтому ты не переходишь с его женщиной границу приятельских отношений.

Но ты не расстраиваешься: вчера в клубе ты познакомился с голубоглазкой и пригласил её погулять в субботу. И что же? После нескольких свиданий ты понимаешь, что это именно та женщина, к которой тебя тянет необъяснимая сила. Университетские занятия, хобби, друзья — всё отходит на второй план. Проблемы с зачётами? Ничего, главное, она со мной. Она курит, любит выпить и была отчислена из техникума за неуспеваемость? Не страшно, ведь у неё такие голубые глаза!.. Родители говорят, что ты запустил учёбу и она тебе не пара? Что за бред?

Этот небольшой рассказ поясняет обычные в обществе взаимодействия инстинктов и воспитания. Инстинкты чаще всего эгоистичны. Пищевой инстинкт направлен на поиски пищи для утоления голода, даже если пищу придётся отнять у другого. Оборонительный инстинкт заставит тебя сражаться до тех пор, пока остаётся надежда на победу, а если противник окажется сильнее, то этот же инстинкт подтолкнёт тебя к бегству. Ранговый инстинкт заставляет человека быть самым сильным, самым умным, самым богатым, самым известным. Он же подталкивает людей унижать тех, кто слабее или беднее, и бороться с теми, кто тоже хочет быть самым-самым или уже стал таким. Половой инстинкт заставляет человека безумно влюбиться, «впасть в любовь», как это звучит у англичан. Очень напоминает «впасть в бешенство», например, т.е. потерять контроль над собой под влиянием сильных эмоций. Тот же самый половой инстинкт направляет твою энергию на достижение цели — воссоединение с объектом любви во что бы то ни стало.

Воспитание обычно направлено на подавление эгоистических ин-стинктов. Оно прививает то, что выгодно обществу, а не одному человеку. Нельзя воровать, драться, нужно сочувствовать другим людям и помогать им. Не следует завидовать и жадничать, нужно старательно учиться и работать. Необходимо уметь обуздать свои эмоции, если они стали препятствием для учёбы, работы, нормального общения с людьми.

Мы видим, что принципы, прививаемые воспитанием, прямо противоположны инстинктам. Вспомни Десять заповедей: это фактически те нормы поведения, которые культивировались, культивируются и будут культивироваться обществом вне зависимости от его религиозной принадлежности. Это — нормы морали.

Инстинкты очень сильны. Они действуют на бессознательном уровне, и мы далеко не всегда можем объяснить, почему хотим именно этого, а не чего-нибудь ещё.

Почти любое немотивированное действие совершается именно под воздействием инстинкта. Вспомни пословицу «Любовь зла, полюбишь и козла». Это означает, что инстинкт часто заставляет нас слепо любить того, кто недостоин нашей любви. Инстинкт не просит мотивировать поступки и искать причины. У него своя, древняя, логика — агрессивный и дикий «козёл», которого любит женщина, кажется половому инстинкту сильным мужчиной, оптимальным отцом детей. Об этом поговорим чуть позже.

Иногда мы пытаемся как-то оправдать наш инстинкт перед воспитанием. Стараемся притянуть за уши какие-то причины, как-то объяснить немотивированный поступок. «Да, он гуляет, пьёт и бьёт, но в нём чувствуется такая соблазнительная сила и жёсткость… Настоящий мужик, сейчас таких мало!». Варианты: «с ним чувствуешь себя, как за каменной стеной», «в нём чувствуется какой-то внутренний шарм и мужская харизма» и т.д. Иногда объясняем просто: «я люблю его/её вопреки всему».

Иногда, правда, объяснения инстинктивных поступков вполне ло-гичны. Вор говорит, что он украл золото, чтобы стать богатым. Человек написал донос начальнику на своего коллегу, поскольку не может стерпеть, что коллегу повышают, а его — нет.

Вместе с тем часто воспитание блокирует инстинкт, не даёт ему проявиться. При этом человек выбирает ту форму поведения, которая соответствует воспитанию.

Иными словами, вся наша жизнь состоит из баланса «хо-чу-разрешено», «хочу-могу», т.е между инстинктами и воспитанием. Человек наделён инстинктами с рождения. Однако настоящее человеческое (социальное) поведение, приходит к нему только с воспитанием, только как следствие жизни в обществе и взаимодействия с другими людьми. Об этом свидетельствуют примеры, когда люди с младенчества жили в условиях дикой природы. Без человеческого воспитания они были похожи на людей только анатомически. Поведение же у них было чисто животное, т.е. инстинктивное. Мало того, даже если этих людей в относительно взрослом возрасте помещали в условия социума, то выяснялось, что они уже утратили способность усваивать нормы человеческой морали и приобретать социальные навыки. В лучшем случае их поведение частично приобретало человеческие признаки, оставаясь всё же, по большей части, животным, инстинктивным.

Поведение человека зависит от того, чем оно преимущественно определяется: инстинктами или нормами морали. Утверждать, что инстинкты всесильны, так же глупо, как сказать, что они отсутствуют у человека вовсе. Человек — существо биосоциальное, и его поведение зависит и от инстинктов, и от воспитания, логики, личных ценностей, мировоззрения, т.е. от чисто «человеческих» качеств. Для обозначения этого баланса следует ввести понятие ПРИМАТИВНОСТЬ (от лат. primus — первый, первичный). Примативность зависит от того, в какой степени поведение человека подчиняется его инстинктам.

Если поведение сильно зависит от инстинктов, то такой человек называется высокопримативным (ВП). Если влияние воспитания и инстинктов на его поступки примерно одинаково, то такой человек называется среднепримативным (СП). Если поведение человека чаще всего определяется нормами морали и воспитанием, то он — низкопримативный (НП).

Общество довольно чётко определило отношение к поведению высокопримативных и низкопримативных. Именно высокоприма-тивных мы называем «дикарями», «грубиянами», некультурными, невоспитанными. В то же время низкопримативных называем воспитанными, порядочными, «истинными джентльменами и леди», интеллигентными людьми. Эгоистичный, агрессивный высокопримативный человек опасен или, по крайней мере, неприятен для общества, поэтому социум и «наградил» его такими весьма нелестными определениями. С другой стороны, именно низкопримативный поддерживают нравственность, нормы поведения, на которых зиждется общество. За это оно благодарно своим «адептам».

Мы видим, что поведение взрослого человека практически никогда не определяется только инстинктом или только воспитанием. Даже если действие происходит под влиянием инстинкта, воспитание всё равно вмешивается, просто его роль так мала, что слабо влияет на поведение. Справедливо и обратное: любое взвешенное, «человеческое» поведение всегда хотя бы немного подчиняется инстинкту. Человек не робот, он не настроен выполнять какие-то стереотипные действия. В то же время он и не чистый разум, лишённый всего биологического. Поэтому в дальнейшем, когда мы будем говорить, что какое-то действие инстинктивное, мы будем понимать под этим не абсолютную, а преимущественную роль инстинкта.

Тем, кто привык копать глубоко в науку, рекомендую прочесть главу «Об инстинктах, воспитании и примативности» в приложении.

В продолжении главы мы с вами рассмотрим два инстинкта: ранговый и половой.

Из книги "Ненастоящий мужчина".


Комментарии

0 Роман78 25.11.2016 22:05
Пользуясь терминологией автора, можно заметить, что в мире в подавляющем большинстве случаев правит "низкопримативность", т.к. если человек - преступник, социопат, его отлучают от общества (сажают, и он отбывает наказание за слишком инстинктивное поведение). На мой взгляд низкопримативности в жизни - примерно 85%. На улицах и в жизни главенствует порядок и спокойствие.
С другой стороны, совсем отсутствие инстинктивности, постоянная низкая примативность (отсутствие побуждающих стимулов, эмоций) видимо привела бы к стагнации и консервации общества, так что надо бы радоваться, что примативизм вообще существует (но общество, видимо пока не придумало как с этим бороться и тем более, как из этого извлечь пользу - заключенные вообще никого не интересуют).
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 Роман78 25.11.2016 22:29
Встает интересный вопрос - как же выработать в себе этот баланс между инстинктивностью и нравственностью? Взять, как пример, соотношение сил в обществе? И можно ли инстинктивность контролировать (в смысле "включать" ее, когда она необходима или желательна и соответственно выключать в случае зашкаливания)? Полагаю, что наверное, без обучения себя самоконтролю и осознаности своих эмоций и извлечения из них положительного зерна тут не обойтись....
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий

Защитный код
 Обновить

Вход на сайт

ВКонтакте